Фестиваль открытых уроков и внеклассных мероприятий «Февраль – время молодых!»

В прошлом месяце в рамках Декады молодого специалиста состоялся Фестиваль открытых уроков и внеклассных мероприятий «Февраль – время молодых!». В нём приняли участие 9 образовательных организаций города Владимира. Начинающие учителя-словесники муниципалитета провели:

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме «Имя числительное как часть речи» (Мазурок М. А., СОШ № 31)
  • Урок русского языка в 5-м классе по теме «Подготовка к описанию по картине П. Кончаловского “Сирень в окне”» (Дубенская А. А., СОШ № 37)
  • Урок литературы в 10-м классе по теме «Контраст как основной прием раскрытия идеи произведения (на примере рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”)» (Моисеева В. А., СОШ № 1)
  • Урок русского языка в 7-м классе по теме «Категория состояния как часть речи» (Бурмистрова Е. С., СОШ № 11)
  • Урок литературы в 6-м классе по теме «Смысл жизни в понимании героев рассказа А. П. Платонова “Цветок на земле”» (Гришина Т. С., СОШ № 36)
  • Внеурочное мероприятие в 5-м классе по теме «“Точка, точка, запятая…”, или Секреты пунктуации» (Назарова Е. В., СОШ № 36)
  • Урок литературы в 6-м классе по теме «Комплексный анализ стихотворения Н. Некрасова “Железная дорога”» (Белохвост Р. С., гимназия № 3)
  • Урок литературы в 5-м классе по теме «Контраст в рассказе Л. Андреева “Петька на даче”» (Скращук Е. И., СОШ № 49)
  • Урок литературы в 6-м классе по теме «Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий”» (Авдеева Ж. Е., СОШ № 49)
  • Урок русского языка в 5-м классе по теме «Что мы знаем о синонимах?» (Пентёшкина А. В., СОШ № 20)
  • Урок русского языка в 5-м классе по теме «Правописание корней с чередованием» (Маркина А. И., СОШ № 15)

Следует отметить серьезный подход молодых педагогов к конструированию урока: от мотивации к деятельности и актуализации имеющихся знаний к рефлексии (эмоций, содержания, действий).

Среди удачных моментов стоит отметить:

  • Мотивация с помощью загадки (ребуса);
  • Воспитательный потенциал урока (афоризмы, тексты, пословицы, направленные на воспитание личности);
  • Умелая организация работы в группах, в парах;
  • Уместное использование рабочих листов;
  • 4 вида речевой деятельности в действии (аудирование, письмо, чтение, говорение);
  • Физкультминутки, логически связанные с темой урока;
  • Игровые приемы, соответствующие возрасту обучающихся;
  • Дозированное использование цифровых образовательных ресурсов;
  • Использование межпредметных связей (русский язык и живопись; русский язык и математика; русский язык и литература; русский язык и музыка);
  • Вариативные домашние задания;
  • Использование упражнений разного типа (поиск, извлечение главного, сопоставление, инсценирование);
  • Использование приемов формирующего оценивания (самооценка, взаимооценка, накопительная система оценки);
  • Использование приемов рефлексии.

Не обошлось и без промахов:

  • Не всегда прослеживается логика между заданиями на этапе поиска новых знаний и закрепления материала;
  • Западает этап целеполагания («Зачем мне это знать?»);
  • Вовлеченность учащихся в процесс урока контролируется не всеми педагогами;
  • Принцип «услышал/прочитал – повторил/пересказал – записал – прочитал написанное» работает слабо; часто нет фиксации нового в письменной и устной речи;
  • Спорные моменты остаются неразрешёнными, нет сравнения с образцовым (правильным);
  • Не всегда исправляются речевые, орфоэпические и грамматические ошибки, допускаемые в устных ответах;
  • Слабая работа с терминологией.

Ответы и рекомендации, которые были даны в ходе анализа уроков:

  • Учет времени, допустимого для непрерывного использования экрана и проектора на уроке (не более 15 минут);
  • Учет принципа «от слова – к тексту» (на уроке русского языка);
  • Максимальное вовлечение обучающихся в деятельность (сами читают, сами ищут, сами формулируют, сопоставляют, делают выводы, фиксируют в таблицах, схемах, сами оценивают, сами выбирают способы освоения знаний, сами анализируют сделанное);
  • Максимальное использование возможностей учебника;
  • Проведение связи между получаемыми знаниями и практическим их использованием, а также связи с жизненным опытом ученика;
  • Тщательный отбор используемых лексем. Слова, словосочетания, с которыми дети работают на уроке, должны формировать позитивное мышление;
  • Проведение четкой смысловой связи между предыдущим уроком и последующим.

Открытый урок – это праздник. Поэтому у него, кроме темы, может быть имя, которое надолго останется в памяти у того, кто на нём побывал.

«Увидеть огонь в себе…» (урок русского языка в 10-м классе)

«Что в имени тебе моем?» (урок русского языка в 5-м классе)

«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» (урок русского языка в 5-м классе)

«И безвинная корчилась Русь…» (урок литературы в 9-м классе)

Добавить комментарий